сценарии по башкирскому языку 1 чел. помогло.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

Программа

Государственного экзамена по башкирскому языку и литературе с методикой их преподавания

для проведения государственной итоговой аттестации по специальности: 033000 «Башкирский язык и литература»

033000.00 «Башкирский язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература»

033000.00 «Башкирский язык и литература с дополнительной специальностью иностранный язык»

Уфа 2011

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 033000 Родной язык и литература, утвержденным 31 января 2005 г., Положением об Итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным МОиН РФ, от 25.03.03 №1155, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанными УМО высших учебных заведений РФ по педагогическому образованию.

^ Цели и задачи государственного экзамена:

Государственный экзамен выпускника по специальности 033000 Родной язык и литература является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом.

В ходе государственного экзамена проверяется способность выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями.

^ Требования к профессиональной подготовке специалиста

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе закон “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

владеть башкирским языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии;

знать родственные связи башкирского языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития;

уметь анализировать язык в диахронном и синхронном аспектах, пользуясь системой основных лингвистических понятий и терминов, ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного башкирского и общего языкознания;

знать литературу и фольклор башкирского народа в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с историей и историей культуры народа;

понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

владеть основными методами лингвистического и литературоведческого анализа;

уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языках;

владеть методикой преподавания башкирского языка и литературы.

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2. Государственного образовательного стандарта.

Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя родного языка и литературы являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения родному языку и литературе в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по родному языку и литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения родному языку и литературе, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительской деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.

^ Программа государственного экзамена

Государственный экзамен проводится в форме комплексного на междисциплинарной основе.

Дисциплина 1. Башкирский язык

Дидактические единицы, вынесенные на Государственный экзамен:

Фонетика

Лексика

Морфология

Синтаксис

Стилистика

Дисциплина 2. Теория и методика преподавания башкирского языка

^ Дидактические единицы, вынесенные на Государственный экзамен:

Государственный образовательный стандарт, обучение, образование, педагогические технологии, принципы, методы, средства, приемы, проблемное обучение, развивающее изучение, цели, содержание, учебная программа, компетенции, критерии оценки, учебно-методический комплекс, учебник, этапы обучения, методы контроля, урок, структура уроков, планирование, оптимизация, мотивация, лингвистика, фонетика, графика, фонетические понятия, лексикология, содержание раздела, синтаксис, правописание, развитие речи, коммуникация, речевая деятельность, связная речь, диктант, изложение, сочинение.

Дисциплина 3. Башкирская литература

Дидактические единицы, вынесенные на Государственный экзамен:

Древнебашкирская литература, литература Булгарского периода, литература средних веков, башкирская литература XIX века, башкирская литература начала XX века, башкирская литература 20-30-х годов, башкирская литература 40-60-х годов, литература послевоенных лет, башкирская литература 70-х годов, современная башкирская литература, теория литературы, башкирская детская литература.

Дисциплина 4. Теория и методика преподавания башкирской литературы

^ Дидактические единицы, вынесенные на Государственный экзамен:

Государственный образовательный стандарт, обучение, образование, педагогические технологии, принципы, методы, средства, приемы, проблемное обучение, развивающее изучение, цели, содержание, учебная программа, компетенции, критерии оценки, учебно-методический комплекс, учебник, этапы обучения, методы контроля, урок, структура уроков, планирование, оптимизация, мотивация, диктант, изложение, сочинение, изучение лирических произведений, особенности изучения эпических произведений, методика преподавания драматических произведений, развитие письменной и устной речи, внеклассная работа по литературе.

^ Примерные экзаменационные вопросы и варианты заданий:

Áàø6îðò òåëåí1í ä19ë1ò èìòèõàí 3îðàó8àðû 2011/2012 ó6. é.

1. Башҡорт теле һәм уның төрки телдәр ғаиләһендәге урыны. Хәҙерге төрки телдәренә характеристика.

2. Башҡорт әҙәби теле һәм уның формалашыу этаптары.

3. Башҡорт яҙыуы тарихы. Башҡорт теленең графикаһы. Башҡорттар ҡулланған алфавиттар. М. Ҡулаев һәм уның башҡорт тел ғилемендә тотҡан урыны.

4. Фонетика. Башҡорт телендә һуҙынҡы өндәр системаһы (вокализм). Һуҙынҡы өндәрҙең классификацияһы. Һуҙынҡы өндәрҙең позицион үҙгәрештәре (редукция, элизия, протеза, эпентеза).

5. Өн һәм хәреф. Башҡорт телендә тартынҡы өндәр системаһы (консонантизм). Тартынҡы өндәрҙең классификацияһы. Тартынҡы өндәрҙең комбинаторлы үҙгәрештәре (ассимиляция, диссимиляция, метатеза, диэреза, сиратлашыу).

6. Башҡорт телендә сингармонизм һәм уның төрҙәре. Башҡорт телендә сингармонизм күренешенең үҙенсәлектәре.

7. Орфография. Башҡорт орфографияһының төп принциптары һәм тарихы. Хәҙерге башҡорт теленең төп орфографик нормалары.

8. Башҡорт телендә баҫым системаһы, уның үҙенсәлектәре. Энклитика һәм проклитика. Логик баҫым.

9. Башҡорт теленең орфоэпияһы һәм уның орфографияға бәйләнеше.

10. Лексика. Башҡорт телендә күп мәғәнәлелек (полисемия), уның төрҙәре (метафора, метонимия, синекдоха).

11. Башҡорт телендә синонимдар, антонимдар, омонимдар. Актив һәм пассив лексика.

12. Килеп сығышы яғынан башҡорт теленең лексик ҡатламдары. Төп башҡорт һүҙҙәре, үҙләштерелгән һүҙҙәр.

13. Башҡорт фразеологияһы. Фразеологик берәмектәрҙең төрҙәре.

14. Башҡорт диалектологияһының үҫеш тарихы. Башҡорт теленең диалекттары һәм һөйләштәре, уларҙың фонетик һәм морфологик үҙенсәлектәре, төп айырмалары.

15. Лексикография. Башҡорт телендә һүҙлектәрҙең төрҙәре.

16. Морфология. Уның өйрәнеү объекты. Һүҙ төркөмдәре, уларҙың семантик һәм грамматик билдәләре.

17. Исем. Исемдәрҙең яһалышы. Ялғауҙарҙың тарихи үҫеше.

18. Исемдең һан һәм килеш категорияһы, уларҙың төп үҙенсәлектәре. Килеш формаларының грамматик мәғәнәләре, һөйләмдәге роле.

19. Исемдәрҙең эйәлек һәм хәбәрлек категориялары, уларҙың семантик һәм грамматик билдәләре.

20. Сифат. Төп һәм шартлы сифаттар. Сифаттарҙың яһалышы. Сифат дәрәжәләре. Сифаттарҙың башҡа һүҙ төркөмдәренә күсеүе (конверсия).

21. Һан, уның морфологик билдәләре, синтакиск функциялары. Һан төркөмсәләре. Һандарҙың дөрөҫ яҙылышы.

22. Алмаш. Алмаштарҙың үҙ аллы һүҙ төркөмдәренә мөнәсәбәте, уларҙың мәғәнәһе, синтаксик функциялары. Алмаш төркөмсәләре.

23. Ҡылым. Ҡылымдарҙың зат, һан һәм заман категориялары.

24. Хәбәр һөйкәлеше. Уның төп грамматик мәғәнәһе. Хәбәр һөйкәлешенең заман формалары.

25. Ҡылымдың бойороҡ һәм шарт һөйкәлештәре, уларҙың мәғәнә үҙенсәлектәре, формалары, синтаксик функциялары.

26. Ҡылымдың теләк, ниәт-маҡсат һөйкәлештәре, уларҙың мәғәнә үҙенсәлектәре, формалары, синтаксик функциялары.

27. Ҡылым төркөмсәләре, уларҙың төрҙәре, синтаксик функциялары.

28. Ҡылымдың йүнәлеш һәм күләм категориялары. Уларҙың яһалышы.

29. Рәүеш, уларҙың төркөмсәләре, синтаксик функциялары. Рәүештәрҙең яһалышы.

30. Теркәүестәр һәм уларҙың төрҙәре.

31. Бәйләүестәр һәм уларҙың төрҙәре.

32. Киҫәксәләр һәм уларҙың төрҙәре.

33. Мөнәсәбәт һүҙҙәр, уларҙың семантик төрҙәре һәм һөйләмдәге синтаксик функциялары.

34. Ымлыҡтар. Уларҙың фонетик һәм мәғәнәүи үҙенсәлектәре, синтаксик функциялары. Оҡшатыу һүҙҙәре, уларҙың синтаксик функциялары.

35. Ябай һөйләм синтаксисы, уның өйрәнеү объекты. Һүҙбәйләнеш һәм һөйләм.

36. Башҡорт телендә һүҙбәйләнеш. Теҙмә һәм эйәртеүле һүҙбәйләнештәр, уларҙың яһалыу юлдары.

37. Һөйләү маҡсаты йәки интонация яғынан һөйләм төрҙәре. Һөйләм типтарының фекер йөрөтөүгә бәйләнеше.

38. Һөйләмдең баш киҫәктәре, уларҙың формалары, морфологик үҙенсәлектәре. Эйә менән хәбәр араһында һыҙыҡ.

39. Һөйләмдең эйәрсән киҫәктәре. Уларҙың төрҙәре, грамматик бирелеше.

40. һөйләмдә һүҙ тәртибе. Һүҙ тәртибенең роле.

41. Ике составлы һөйләмдәр. Йыйнаҡ һәм тарҡау, тулы һәм кәм һөйләмдәр.

42. Бер составлы һөйләмдәр, уларҙың төрҙәре.

43. Тиң киҫәкле һөйләмдәр. Тиң киҫәкле һөйләмдәр эргәһендә дөйөмләштереүсе һүҙҙәр. Тыныш билдәләре.

44. Һөйләм киҫәктәре менән грамматик бәйләнеше булмаған һүҙҙәр (өндәш һүҙҙәр, инеш һүҙҙәр, инеш һөйләмдәр), уларҙың семантик мәғәнәһе. Тыныш билдәләре.

45. Айырымланыу тураһында төшөнсә. Һөйләмдең айырымланған эйәрсән киҫәктәре. Тыныш билдәләре.

46. Хәл әйтемдәре. Уларҙың грамматик төҙөлөшө һәм һөйләмдәге роле. Хәл әйтемдәренең айырымланыу шарттары. Тыныш билдәләре.

47. Ҡушма һөйләм синтаксиы. Уның предметы һәм бурыстары. Теҙмә һәм эйәртеүле ҡушма һөйләмдәр, уларҙың үҙенсәлектәре.

48. Теҙмә ҡушма һөйләм. Уның мәғәнәүи һәм структур үҙенсәлеге. Теркәүесһеҙ һәм теркәүесле теҙмә ҡушма һөйләмдәр, уларҙа тыныш билдәләре.

49. Эйәртеүле ҡушма һөйләмдәр, уларҙың үҙенсәлеге. Эйә, хәбәр, аныҡлаусы, тултырыусы эйәрсән һөйләмдәр, уларҙа тыныш билдәләре.

50. Ваҡыт, урын, сәбәп, һөҙөмтә, маҡсат, рәүеш, дәрәжә-күләм, сағыштырыу, шарт, кире эйәрсән һөйләмдәр, уларҙың бирелеү юлдары. Тыныш билдәләре.

51. Ҡатмарлы синтаксик конструкциялар тураһында дөйөм төшөнсә. Күп эйәрсәнле ҡушма һөйләмдәр. Уларҙың төҙөлөшө һәм төрҙәре, тыныш билдәләре.

52. Ҡатнаш ҡушма һөйләмдәр. Уларҙың төҙөлөшө һәм төрҙәре, тыныш билдәләре.

53. Башҡорт телендә теҙем. Уларҙың төҙөлөшө һәм төрҙәре, тыныш билдәләре.

54. Тура һәм ситләтелгән телмәр. Уларҙың төрҙәре, грамматик үҙенсәлектәре. Тыныш билдәләре.

55. Семантик, структур-грамматик һәм интонацион принциптарға нигеҙләнгән башҡорт теленең пунктуацияһы. Бүлеүсе һәм айырыусы тыныш билдәләре, уларҙың функциялары.

56. Күп вазифалы тыныш билдәһе булараҡ өтөр менән һыҙыҡ, уларҙың функциялары.

57. Башҡорт теленең стилистикаһы. Функциональ һәм грамматик стилистика.

58. Профессор Ж.Ғ. Кейекбаев һәм башҡорт тел ғилеме.

59. Профессор Н.К. Дмитриев һәм башҡорт тел ғилеме.

60. Тел һәм культура. Культура тураһында дөйөм төшөнсә. Туған тел һәм милли культура.

61. Тел һәм йәмғиәт. Телдең төп функциялары. Дәүләт теле тураһында төшөнсә. Дәүләт теле булараҡ башҡорт теленең ижтимағи функциялары.

62. Ә.Ә. Юлдашев һәм уның ғилми ижадына характеристика.

Баш6орт телен у6ытыу методика3ынан д19л1т имтиханы 3орау8ары


  1. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте уҡытыу методикаһының дөйөм мәсьәләләре (лингвистик, әҙәби, педагогик, психологик нигеҙҙәре, төп принциптары, уҡытыу методтары).

  2. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәренең төрҙәре (маҡсаты, йөкмәткеһе, формаһы буйынса) һәм структураһы.

  3. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә өйгә эш биреү. Тел һәм әҙәбиәт дәрестәрен анализлау.

  4. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә күргәҙмә материалдар һәм заман техник саралары ҡулланыу.

  5. Рус мәктәптәрендә башҡорт теле дәрестәрендә текст өҫтөндә эш ойоштороу.

  6. Рус мәктәптәрендә башҡорт теле дәрестәрендә тыңлап аңларға, башҡортса һөйләшергә өйрәтеү юлдары.

  7. Рус мәктәптәрендә башҡорт теле дәрестәрендә уҡырға һәм яҙырға өйрәтеү юлдары.

  8. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте буйынса кластан тыш эштәр (түңәрәктәр, аҙналыҡтар һ.б.).

  9. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә бәйләнешле телмәр үҫтереүҙә иншалар.

  10. Башҡорт теле һәм әҙәбиәте буйынса программаларға, дәреслектәргә анализ.

  11. Мәктәптә орфография уҡытыуҙың бурыстары, принциптары, йөкмәткеһе. Орфографик күнегеү төрө булараҡ диктант төрҙәре, яҙҙырыу методикаһы, баһалау.

  12. Фонетика бүлегенең дәреслектә бирелеше, уҡытыу методикаһы. Лексик анализ төрҙәре.

  13. Лексика бүлегенең программалала һәм дәреслектә бирелеше, уҡытыу методикаһы. Лексик анализ төрҙәре.

  14. Мәктәптә “Морфология” бүлеген өйрәнеүҙең бурыстары, йөкмәткеһе, дәреслектә бирелеше. Үҙ аллы һәм ярҙамсы һүҙ төркөмдәре тураһында дөйөм төшөнсә.

  15. Башҡорт теле дәрестәрендә “Исем” һүҙ төркөмөн өйрәнеү, рус теле менән сағыштырып уҡытыу алымдары.

  16. Ҡылым һөйкәлештәрен һәм төшөнсәләрен өйрәнеү методикаһы.

  17. “Сифат” һәм “Рәүеш” һүҙ төркөмдәре, уларҙы өйрәнеү методикаһы.

  18. “Алмаш”, “Һан” һүҙ төркөмдәрен өйрәнеү методикаһы. Ярҙамсы һүҙ төркөмдәренең һөйләмдәге роле, уларҙы өйрәнеү методикаһы.

  19. Диалект шарттарында башҡорт әҙәби теленең фонетик, лексик, морфологик нормаларына өйрәтеү юлдары.

  20. Һүҙбәйләнеш синтаксисын уҡытыу методикаһы. Рус теле менән сағыштырып өйрәнеү.

  21. Ике һәм бер составлы һөйләмдәрҙе өйрәнеү методикаһы. Тиң киҫәкле һөйләмдәрҙе уҡытыу юлдары.

  22. Яҙма телмәрҙе үҫтереүҙең бурыстары, маҡсаттары. Телмәр үҫтереүҙә изложениелар, уларҙың төрҙәре, яҙҙырыу методикаһы.

  23. Теҙмә ҡушма һөйләмдәрҙе өйрәнеү методикаһы.

  24. Эйәртеүле ҡушма һөйләмдәрҙе өйрәнеү юлдары.

  25. Стилистиканы һәм пунктуацияны өйрәнеү методикаһы.

  26. Телмәр үҫтереүҙә изложениелар, изложение төрҙәре, яҙҙырыу методикаһы.

  27. Тиң киҫәкле һөйләмдәрҙе өйрәнеү.

  28. Орфография уҡытыуҙың бурыстары, принциптары, орфографик ҡағиҙәләр менән эшләү юлдары.

  29. Һөйләмдең баш һәм эйәрсән киҫәктәрен уҡытыу методикаһы

  30. Һөйләмдәрҙең айырымланған эйәрсән киҫәктәрен өйрәнеү методикаһы.

  31. Стилистикаға өйрәтеү методикаһы (маҡсаиы, бурыстары, стилистик күнегеү төрҙәре һәм уларҙы үткәреү методикаһы.

  32. Ҡатмарлы синтаксик конструкцияларҙы өйрәнеү.

  33. Ярҙамсы һүҙ төркөмдәрен өйрәнеү методикаһы.

  34. Телмәр үҫтереүҙең бурыстары, йөкмәткеһе, күләме, принциптары, телмәр үҫтереүҙә һүҙлек эше.

  35. Ҡылымдың йүнәлеш, күләм категорияларын өйрәтеү методикаһы.

  36. Пунктуацияны өйрәнеүҙең әһәмиәте, бурыстары, принциптары. Пунктуацияға өйрәтеү этаптары, ҡағиҙәләрҙе аңлатыу методикаһы.

Башҡорт әҙәбиәтенән дәүләт имтиханы һорауҙары.

2011/2012 уҡыу йылы

1. Башҡорт халыҡ ижады, уның күләме, составы, традицион жанрҙары, өйрәнелеү тарихы.


  1. Р.Назаровтың тормош юлы һәм ижады.

  2. Башҡорт халыҡ эпосы һәм ҡобайырҙар, уларҙың төркөмләнеше. Башҡорт эпосын өйрәнеүгә арналған хеҙмәттәр.

  3. Рәшит Ниғмәти ижады. Әҫәрҙәрендә патриотизм темаһы.

  4. Әкиәттәр жанры. Башҡорт әкиәттәрен өйрәнеүгә арналған ғилми хеҙмәттәр.

  5. Ш.Бабич ижады. Әҫәрҙәрендә халыҡ һәм шағир мәсьәләһенең ҡуйылышы.

  6. Башҡорт халыҡ йырҙары, уларҙың тематик төркөмләнеше, поэтикаһы. Башҡорт йырҙарының ғилми өйрәнелеү кимәле.

  7. Я.Хамматов романдары. «Төньяҡ амурҙары» романына идея-эстетик анализ.

  8. Бәйет жанры, уларҙың төркөмләнеше. Бәйеттәрҙең өйрәнелеү кимәле.

  9. Ғ.Хөсәйеновтың тарихи прозаһында характерҙар бирелеше.

  10. Башҡорт халыҡ ижадыңда афористик жанрҙар. Афористик жанрҙарҙың өйрәнелеү кимәле.

  11. Ғ. Хәйри ижады. «Боролош» романына идея-эстетик анализ.

  12. Революцияға тиклемге башҡорт әҙәбиәтенең күләме. Үҫеш этаптары, өйрәнелеү проблемалары.

  13. Ҡол Ғәлиҙең «Йософ ҡиссаһы». Әҫәрҙең сығанаҡтары, сюжеты, проблематикаһы.

  14. Ә. Бикчәнтәев прозаһы. Балалар өсөн яҙылған әҫәрҙәрендә тәрбиә мәсьәләһенең ҡуйылышы.

  15. Башҡорт ауыҙ-тел әҙәбиәте, уның күренекле вәҡилдәре. Ауыҙ-тел әҙәбиәтен өйрәнеүсе ғилми хеҙмәттәре.

  16. Б.Бикбай ижады. «Аҡсәскә» повесының проблематикаһы.

  17. Башҡорт яҙма әҙәбиәте, уның традицион жанрҙары, өйрәнелеү кимәле.

  18. Һ.Дәүләтшина ижады. «Ырғыҙ» романында халыҡ образының бирелеше.

  19. Башҡорт әҙәбиәте тарихында суфыйсылыҡ рухындағы әҙәби ағым.

  20. Д. Юлтый ижады. «Ҡарағол» драмаһында азатлыҡ идеяларының сағылышы.

  21. Башҡорт мәғрифәтселек әҙәбиәте, уның үҫеш этаптары. Мәғрифәтселек әҙәбиәтен өйрәнеүгә арналған ғилми хеҙмәттәр.

  1. Ф. Иҫәнғолов повестарында әҙәп-әхлаҡ мәсьәләһе.

  2. XX быуат башы башҡорт әҙәбиәтенең үҫеш үҙенсәлектәре, өйрәнелеү кимәле.

  3. Р.Бикбаев ижады. Поэмаларының проблематикаһы.

  4. М. Кәрим ижады. «Ай тотолған төндә» трагедияһына идея-эстетик анализ.

  5. Башҡорт әҙәбиәт ғилемнең үҫеш тарихына дөйөм күҙәтеү.

  6. М.Буранғоловтың ижади эшмәкәрлеге.

  7. 20-се йылдар әҙәби процесы. Әхнәф Харисовтың ғилми эшмәкәрлеге.

  8. И.Абдуллин эшмәкәрлеге. Романдарында һуғыш темаһының эшләнеше.

  9. 30-сы йылдар әҙәбиәте.

  10. Н. Нәжми ижады. «Ҡапкалар» поэмаһына идея-эстетик анализ.

  11. 40-сы йылдарҙағы әҙәби процесс. К. Әхмәтйәновтың ғилми эшмәкәрлеге.

  12. Ә.Хәкимов прозаһы. «Думбыра сыңы» романына идея-эстетик анализ.

  13. 50-се йылдар әҙәби процесының төп үҙенсәлектәре. М.Ғәйнуллиндың ғилми эшмәкәрлеге.

  14. Б.Рафиков ижадында тарихи теманың эшләнеше.

  15. 60-сы йылдар әҙәбиәте. Ғ.Хөсәйеновтың ғилми эшмәкәрлеге.

  16. Н.Мусин прозаһында тәбиғәтте һаклау проблемаһының хәл ителеше.

  17. 70-се йылдар әҙәби процесына дөйөм күҙәтеү. Ә.Вахитовтың ғилми эшмәкәрлеге.

  18. М.Ғафури ижады. Ижади эволюция мәсьәләһе.

  19. М.Акмулланың ижади мираҫы. Шағирлыҡ һәм сәсәнлек мәсьәләһе.

  20. Батыршаның батшаға яҙған хаты. Башҡорт йәмғиәтендәге социаль-тарихи атмосфераның сағылышы.

  21. Ғ.Ибраһимовтың «Кинйә» романы. Художестволылыҡ һәм тарихи документаллек мәсьәләһе.

  22. М.Өмөтбаевтың ижади мираҫы. Мәғрифәтселек идеяларының сағылышы.

  23. Хәҙерге башҡорт прозаһы. Тарихи теманың эшләнеше.

  24. «Урал батыр» эпосына идея-эстетик анализ.

  25. Хәҙерге башҡорт поэзияһы. Башҡорт поэзияһының өйрәнелеү кимәле.

  26. З. Биишева ижады. «Яҡтыға» трилогияһында бер ғүмерҙең тарихы һәм халык биографияһы мәсьәләһе.

  27. Хәҙерге башҡорт әҙәбиәте ғилеме.

  28. Р.Ғарипов поэзияһы. «Табыныу» поэмаһы.

  29. Башҡорт балалар әҙәбиәтенең жанр йөҙө. Башҡорт балалар әҙәбиәтенең өйрәнелеү кимәле.

  30. Р.Солтангәрәев ижады. Әҫәрҙәренең проблематмикаһы.

  31. Хәҙерге башҡорт драматургияһының жанр йөҙө. Башҡорт драматургияһының өйрәнелеү кимәле.

  32. Д.Бүләков ижады. Романдарының проблематикаһы.

  33. XIV быуат төрки-ҡыпсаҡ дастандары (Харәзми, С.Саран, Х.Ҡәтиб әҫәрҙәре).

  34. С.Юлаев ижады.

  35. Р.Фәхретдинов ижады.

  36. Тарихи-әҙәби ҡомартҡы булараҡ шәжәрәләр.

  37. Т. Ғарипова ижады.

  38. Әҙәби ҡомартҡы булараҡ булараҡ тәүарих яҙмалары, уларҙың сығанаҡтары.

  39. Фольклорсы ғалимдар эшмәкәрлеге.

  40. Н.Асанбаев ижады.

  41. Ә. Атнабаев ижады.

  42. Т.Йосопов ижады.

  43. С.Агиш прозаһы.

Башҡорт әҙәбиәтен уҡытыу методикаһынан дәүләт имтихан һорауҙары


  1. Мәктәптә эпик әҫәрҙәрҙе өйрәнеү үҙенсәлектәре.

  2. Лирик әҫәрҙәрҙе өйрәнеүгә булған талаптар.

  3. Драма әҫәрҙәрен уҡытыу методикаһы.

  4. Р. Ғарипов ижадын өйрәнеү.

  5. Әҙәби әҫәрҙе өйрәнеү этаптары.

  6. Фольклор әҫәрҙәрен өйрәнеү.

  7. Әҙәби-теоретик төшөнсәләрҙе өйрәнеү.

  8. Салауат Юлаев поэзияһын һәм уның тураһындағы әҫәрҙәрҙе мәктәптә өйрәнеү.

  9. Әҙәбиәт дәрестәрендә обзор темаларҙы өйрәнеү.

  10. М.Аҡмулла ижадын өйрәнеү.

  11. Мәктәптә уҡыу-уҡытыу предметы булараҡ әҙәбиәт. Уның асылы, маҡсаты һәм бурыстары.

  12. Мостай Кәрим ижадын өйрәнеү.

  13. Зәйнәб Биишева әҫәрҙәрен өйрәнеү аша уҡыусыларға әхлаҡи тәрбиә биреү.

  14. Мәктәптә Ғ.Хөсәйенов ижадын өйрәнеү үҙенсәлектәре.

  15. Мәктәптә Р. Бикбай поэмаларын өйрәнеү үҙенсәлектәре.

  16. Әҙәби әҫәргә анализ.

  17. Һ.Дәүләтшина әҫәрҙәрен өйрәнеү.

  18. Юғары кластарҙа әҙәбиәтте өйрәнеү.

  19. Рус мәктәптәрендә башҡорт әҙәбиәтен уҡытыу үҙенсәлектәре.

  20. Экологик тәрбиә биреү сығанағы булараҡ Н.Мусин ижады.

  21. Яҙыусының биографияһын өйрәнеү дәрестәре.

  22. Әҙәбиәт дәрестәрендә ерле материалды өйрәнеү.

  23. Тәрбиә сығанағы булараҡ Риза Фәхретдинов әҫәрҙәре.

  24. Ғ.Сәләм ижадын өйрәнеү.

  25. Ә.Хәкимов ижадын өйрәнеү.

Вопросы ГЭ

по методике преподавания английского языка

в башкирской школе


  1. Методика как теория обучения иностранным языкам. Общая и частная методика, их взаимосвязь. Основные методы исследования современной методики преподавания иностранных языков.

  2. Основные цели и задачи обучения иностранным языкам в башкирской школе.

  3. Содержание и средства обучения иностранным языкам. Основные компоненты содержания обучения иностранным языкам в башкирской школе.

  4. Лингвистические основы обучения иностранному языку в башкирской школе.

  5. Психологические основы обучения иностранному языку в башкирской школе.

  6. Дидактические основы обучения иностранному языку в башкирской школе.

  7. Обучение иностранному языку в условиях национальной школы. Основные методические принципы и технологии обучения иностранному языку в башкирской школе.

  8. Обучение произносительной стороне иностранного языка. Роль и место произношения в выполнении программных требований. Типичные ошибки учащихся-башкир в произношении иностранного языка. Принципы отбора фонетического минимума. Сопоставительный анализ фонетического строя иностранного и башкирского языков.

  9. Основные методы объяснения иностранных фонем. Система упражнений для выработки произносительных навыков учащихся.

  10. Обучение лексической стороне устной речи и чтения. Принципы отбора лексического минимума для средней школы. Активная и пассивная лексика.

  11. Основные методы объяснения лексики. Система упражнений для выработки произносительных навыков учащихся. Контроль лексических навыков учащихся.

  12. Обучение грамматической стороне устной речи и чтения. Роль и место грамматики в выполнении программных требований. Основные принципы отбора грамматического минимума для средней школы.

  13. Сопоставительный анализ грамматического строя иностранного и башкирского языков. Типичные ошибки учащихся-башкир по грамматике.

  14. Индуктивные и дедуктивные методы объяснения грамматического материала в средней школе. Система упражнений для выработки грамматических навыков учащихся. Контроль грамматических навыков учащихся.

  15. Обучение аудированию. Аудирование как цель и средство обучения. Программные требования. Лингвистические и психологические трудности аудирования иноязычной речи. Методика работы с аудиотекстами. Система упражнений для выработки навыков аудирования.

  16. Обучение диалогической речи. Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи. Типы диалогических единств и методы обучения диалогической речи.

  17. Обучение монологической речи. Психологическая и лингвистическая характеристика монологической речи. Этапы работы над обучением монологической речи. Система упражнений для выработки навыков монологической речи учащихся.

  18. Обучение чтению. Чтение как цель и средство обучения. Классификация видов чтения. Программные требования по чтению в средней школе. Обучение чтению в V–VIII классах.

  19. Обучение письму. Письмо как цель и средство обучения. Основные типы упражнений для формирования навыков письма на иностранном языке.

  20. Урок иностранного языка. Сущность урока иностранного языка. Основные требования к уроку. Типология уроков иностранного языка. Структура урока и его планирование.

  21. Внеклассная работа по иностранному языку. Значение внеклассной работы. Основные формы внеклассной работы и методика их проведения.

  22. Основные методические концепции представителей натурального (прямого) метода обучения иностранным языкам в школе.

  23. Основные методические концепции английского методиста Г. Пальмера в обучении иностранным языкам.

  24. Основные методические концепции английского методиста М.Уэста в обучении иностранным языкам в школе.

  25. Основные методические концепты представителей смешанного метода обучения иностранным языкам в школе.

Тематика устной речи


  1. Secondary education in the United Kingdom and Russia.

  2. Describe a student’s working day.

  3. Describe different ways of spending students’ holidays.

  4. Meals in England and Bashkortostan.

  5. Describe advantages and disadvantages of buying food at the market and supermarket.

  6. The United Kingdom: its population and geographical position.

  7. Describe pros and cons of being a teacher.

  8. Some glimpses of London and Ufa.

  9. Describe the ways of spending a student’s weekend.

  10. Illnesses and their treatment.

  11. Describe your first lesson at school during your pedagogical practice.

  12. Describe your visit to the Bashkir Drama theatre.

  13. Describe problems of family life and their possible solutions.

  14. Describe popular hobbies in Great Britain and Russia among young people.

  15. Describe your favourite English or American writer and his novels.

  16. What can people do to protect our environment?

  17. Similar traditions in Great Britain and Bashkortostan.

  18. What makes a good teacher?

  19. Music in student’s life.

  20. Describe the major holidays in England and Bashkortostan.

  21. Sports and games popular in England and in Russia.

  22. Describe your favourite film.

  23. Seasons and weather in England and Bashkortostan.

  24. Describe advantages and disadvantages of travelling by train and plane.

  25. Describe your favourite actor’s appearance.

Вопросы к государственному экзамену

по современному русскому литературному языку


  1. Понятие курса “Современный русский литературный язык”. Предмет, задачи, основные разделы курса.

  2. Предмет, задачи и единицы фонетики. Состав и система гласных звуков. Классификация гласных. Звуковые изменения в области гласных звуков.

  3. Состав и система согласных звуков. Классификация согласных. Звуковые изменения в области согласных звуковых.

  4. Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы и фонетическая система русского литературного языка.

  5. Понятие о слове. Признаки слова. Типы лексических значений. Многозначные и однозначные слова. Типы переносных значений.

  6. Понятие об омонимии. Виды омонимов.

  7. Понятие о синонимии. Виды синонимов.

  8. Понятие об антонимии. Виды антонимов.

  9. Лексика с точки зрения происхождения. Слова исконно русские и заимствованные. Лексика с точки зрения эмоциональной окрашенности. Слова нейтральные, со сниженной окраской, слова с высокой окраской.

  10. Понятие о фразеологизмах. Характеристика фразеологизмов с точки зрения семантики, семантической слитности компонентов: фразеологические сращения единств, сочетания и выражения.
^

Основные способы современного словообразования.


  1. Понятие о частях речи. Принципы классификации частей речи. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных. Склонение существительных.

  2. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Склонение прилагательных.

  3. Имя числительное как часть речи.

  4. Местоимение как часть речи.

  5. Глагол как часть речи. Основы глагола и типы спряжения глагола. Грамматическая категория вида глагола.

  6. Время и наклонение глагола.

  7. Причастие и деепричастие как неспрягаемые формы глагола.

  8. Наречие как часть речи.

  9. Служебные части речи. Междометия.

  10. Понятие о словосочетании. Классификация словосочетаний: по способу выражения стержневого компонента, по составу, по характеру смысловых отношений и способам связи.

  11. Понятие о предложении. Двусоставное предложение. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого: простое, составное и сложное.

  12. Типы односоставных предложений глагольного типа и именного типа.

  13. Второстепенные члены предложения: определение, приложение. Дополнение, обстоятельство.

  14. Понятие об осложненном предложении. Способы осложнения предложения: однородные и обособленные члены.

  15. Понятие о сложном предложении. Сложносочиненные предложения, их классификация.

  16. Сложноподчиненные предложения, их классификация.

  17. Бессоюзные сложные предложения, их классификация.

  18. Многочленные (компонентные) сложные предложения с однотипной связью и различными видами связи.

  19. Принципы русской пунктуации. Состав знаков препинания и их функции.

Вопросы к государственному экзамену

по теории и методике обучения русскому языку


  1. Лингвистические и психологические основы методики преподавания русского языка в национальной школе. Учет специфических особенностей и системы обучения русскому языку в национальной школе. Явление транспозиции и интерференции при обучении второму языку.

  2. Содержание, структура и принципы составления действующих программ и учебников по русскому языку для башкирских и других национальных школ РБ.

  3. Объем и содержание теории в разделах «Фонетика», «Лексика и фразеология» учебников русского языка для башкирских школ (5-9, 10-11 кл.)

  4. Характер и типы фонетико-орфоэпических упражнений на уроках русского языка в национальной школе.

  5. Объем и содержание теории в разделе «Морфология» учебников русского языка для 5-6 и 10 классов.

  6. Объем и содержание теории в разделе «Синтаксис» учебников русского языка для 5, 7-8 и 11 классов.

  7. Характеристика принципов, методов, приемов и средств обучения русскому языку в национальной школе.

  8. Новые технологии обучения русскому языку. Авторские школы. Учителя-новаторы.

  9. Принципы развивающего обучения. Специфика уроков русского языка по системе развивающего обучения.

  10. Коммуникативный метод обучения русскому языку: содержание, особенности и формы реализации.

  11. Виды наглядных пособий, традиционные технические средства и мультимедийные средства обучения. Методика их применения на уроках русского языка в национальной школе.

  12. Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Типы и виды уроков русского языка в национальной школе.

  13. Современный урок русского языка. Требования к ним. Нестандартные уроки русского языка в башкирской школе.

  14. Методика развития русской речи учащихся. Лингвистические и дидактические основы методики развития речи.

  15. Обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму). Обучение аудированию на разных этапах учебного процесса.

  16. Методика обучения говорению. Диалогическая и монологическая речь. Особенности их формирования и развития на различных этапах обучения.

  17. Методика обучения связной письменной речи. Различные виды, тематика изложений и сочинений и методика проведения их в национальной школе.

  18. Виды упражнений при обучении русской грамматике по характеру мыслительной деятельности (аналитические и синтетические) и в соответствии с лингвистической природой (языковые и речевые).

  19. Лингвистические основы обучения имени существительному. Методика изучения категории рода и числа.

  20. Лингвистические основы обучения глаголу. Методика изучения категории вида и времени русских глаголов.

  21. Ориентация на словоформы, словосочетание, предложение и текст, как важнейшее условие русской речи учащихся. Обучение синтаксису как самостоятельному разделу русской грамматики.

  22. Методика изучения главных членов предложения.

  23. Методика работы над согласованием, управлением и примыканием.

  24. Методика изучения второстепенных членов предложения. Система упражнений при изучении определения, дополнения, обстоятельства.

  25. Особенности изучения сложносочиненных предложений. Виды упражнений.

  26. Изучение сложноподчиненных предложений русского языка в сравнении с башкирским.

  27. Специфика и методика изучения сложного предложения во взаимосвязи с развитием связной и устной письменной речи учащихся.

  28. Значение обучения русской орфографии для развития письменной речи учащихся национальной школы. Связь работы по орфографии с занятиями по фонетике, орфоэпии и грамматике.

  29. Виды диктантов. Методика их проведения.

  30. Методика проведения сочинения по картине. Для примера использовать картину из учебника русского языка для башкирской школы.

Вопросы к государственному экзамену

по истории русской литературы


  1. Особенности русского фольклора, его жанровая система. Взаимодействие русского и башкирского фольклора в Башкирии. Идейно-художественная характеристика былин (происхождение, циклизация, тематика, образы, поэтика).

  2. Русская народная сказка и ее исторические судьбы. Жанровые разновидности, идейное и художественное своеобразие.

  3. Периодизация древнерусской литературы, ее особенности, система жанров. Историко-литературное значение. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы.

  4. Национальное своеобразие русского классицизма и отражение его в творчестве отдельных писателей (А.Кантемир, А.Сумароков, М.Ломоносов). Формирование русского национального театра (Д.И.Фонвизин комедия «Недоросль»).

  5. Русский сентиментализм. Анализ повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

  6. Русский романтизм начала XIX века. Особенности поэтики романтизма. Разновидности русского романтизма.

  7. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Проблематика, система образов комедии. И.А. Гончаров о комедии.

  8. Лирика и проза А.С. Пушкина. Сквозные мотивы, характерные для поэзии. Идейно-художественное своеобразие прозы Пушкина. («Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский» - по выбору).

  9. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Система образов главных героев, принципы их типизации. Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Белинский о романе.

  10. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Художественное своеобразие поэм М.Ю.Лермонтова.

  11. Образы «героев времени» в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Гончарова «Обломов».

  12. Идейно-художественное своеобразие творчества Н.В.Гоголя.

  13. Жанровое и идейное своеобразие романов И.Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»).

  14. Сатирическая направленность произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы» и др.).

  15. Проблематика и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Работы Р.Г.Назирова о творчестве Достоевского.

  16. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». Пути нравственных исканий главных героев романа. Образы Кутузова и Наполеона.

  17. Идейно-художественное своеобразие творчества А.П.Чехова 1890-1900-х годов. Новаторский характер драматургии А.П.Чехова.

  18. Русская литература рубежа XIX - XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы. Русский реализм начала ХХ века.

  19. Своеобразие реализма в творчестве А.И.Куприна. Тематика, проблематика произведений А.И.Куприна 1890-1910-х годов.

  20. Осмысление судьбы России и русского национального характера в творчестве И.А.Бунина.

  21. Подлинная сложность личности и творчества М. Горького.

  22. Понятие культуры и литературы «серебряного века». «Серебряный век» в русской поэзии начала ХХ века. Основные особенности, философия и художественная практика.

  23. Русская литература 1920-30-х годов. Общественно-историческое, культурное и литературное развитие России. Особенности развития прозы и поэзии 1920-30-х годов. Стилевые направления. Особенности поэтики.

  24. Творчество М.А.Булгакова 1920-х годов. Проблематика и художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита».

  25. Творчество А.Платонова. Фантастико-утопическое и реалистическое в произведениях А.Платонова 1920-30-х годов. Поиск истины, всеобщего и отдельного существования в повести «Котлован».

  26. Изображение народной жизни, революции и гражданской войны в творчестве М.Шолохова. Тема войны в рассказе «Судьба человека».

  27. Русская литература 1950-70-х годов – периода социальной «оттепели» и «застоя». Культурные, идеологические и типологические черты литературы данного периода. Художественные открытия.

  28. Русский национальный характер как центральная тема творчества В.М.Шукшина

  29. В.Распутин – яркий представитель» деревенской прозы». Сочетание философско-нравственной и остросоциальной проблематики в произведениях В.Распутина.

  30. Русская литература эпохи перемен (1985-1990-ые годы). Особенности развития прозы и поэзии 1980-90-х годов.

^ Вопросы к государственному экзамену по теории и методике обучения русской литературе


  1. ТиМОРЛ как наука. Задачи методики преподавания русской литературы в национальной школе. Основные этапы развития МПЛ.

  2. Вклад в методику преподавания литературы Рыбниковой М.А., Голубкова В.В., Кудряшева Н.И.

  3. Межпредметные связи на уроке русской литературы.

  4. Литература как учебный предмет.

  5. Содержание и структура курса литературы в национальной школе.

  6. Принципы и методы обучения русской литературе в национальной школе.

  7. Типология уроков русской литературы. Нетрадиционные уроки литературы. Их виды.

  8. Обзорные темы по литературе. Методика их изучения в национальной школе.

  9. Монографические темы по литературе. Методика их изучения в национальной школе.

  10. Этапы изучения литературного произведения в школе.

  11. Цели, задачи и содержание вступительных занятий по изучению произведений русской литературы в национальной школе.

  12. Чтение и восприятие художественных произведений в школе. Виды чтения.

  13. Традиционные пути анализа, используемые в национальной школе при изучении произведений русской литературы.

  14. Организация заключительных занятий, способствующих систематизации изученного материала.

  15. Особенности изучения произведений русской литературы в аспекте рода и жанра.

  16. Восприятие эпического произведения учащимися и методика его изучения в национальной школе.

  17. Восприятие и изучение лирики в национальной школе. Комплексное комментирование стихотворения.

  18. Восприятие и изучение драматических произведений в национальной школе. Специфические приемы изучения драматического произведения.

  19. Методика организации работы над основными теоретико-литературными понятиями в национальной школе.

  20. Методика изучения литературной критики в школе.

  21. Методика работы над языком художественных произведений русской литературы в национальной школе.

  22. Развитие устной речи учащихся в процессе изучения русской литературы. Виды устной речи.

  23. Развитие и совершенствование письменной речи учащихся в национальной школе. Вспомогательные виды письменной речи.

  24. Основные виды письменной речи. Виды изложений и методика работы над ними.

  25. Сочинения при изучении произведений русской литературы. Виды сочинений и методика работы над ними.

  26. Средства наглядности и ТСО на уроках русской литературы в национальной школе.

  27. Повторение пройденного и учет знаний учащихся на уроках изучения русской литературы в национальной школе.

  28. Уроки внеклассного чтения, их связь с родной литературой.

  29. Внеклассная работа по литературе.

Организация работы учителя литературы по подготовке к урокам в национальной

Экзаменационные вопросы

по методике преподавания немецкого языка в башкирской школе


  1. Методика как теория обучения иностранным языкам. Общая и частная методика, их взаимосвязь. Основные методы исследования современной методики преподавания иностранных языков.

  2. Основные цели и задачи обучения иностранным языкам в башкирской школе.

  3. Содержание и средства обучения иностранным языкам. Основные компоненты содержания обучения иностранным языкам в башкирской школе.

  4. Лингвистические основы обучения немецкому языку в башкирской школе.

  5. Психологические основы обучения немецкому языку в башкирской школе.

  6. Дидактические основы обучения немецкому языку в башкирской школе.

  7. Основные методические принципы обучения немецкому языку в башкирской школе.

  8. Обучение произносительной стороне немецкого языка. Роль и место произношения в выполнении программных требований. Типичные ошибки учащихся-башкир в произношении немецкого языка. Принципы отбора фонетического минимума.

  9. Сопоставительный анализ фонетического строя немецкого и башкирского языков.

  10. Основные методы объяснения немецких фонем. Система упражнений для выработки произносительных навыков учащихся.

  11. Обучение лексической стороне устной речи и чтения. Основные программные требования; принципы отбора лексического минимума для средней школы. Активная и пассивная лексика.

  12. Основные методы объяснения лексики. Система упражнений для выработки произносительных навыков учащихся. Контроль лексических навыков учащихся.

  13. Обучение грамматической стороне устной речи и чтения. Роль и место грамматики в выполнении программных требований. Основные принципы отбора грамматического минимума для средней школы.

  14. Сопоставительный анализ грамматического строя немецкого и башкирского языков. Типичные ошибки учащихся-башкир по грамматике.

  15. Различные подходы организации обучения грамматике. Индуктивные и дедуктивные методы объяснения грамматического материала в средней школе.

  16. Система упражнений для выработки грамматических навыков учащихся. Контроль грамматических навыков учащихся.

  17. Обучение аудированию. Аудирование как цель и средство обучения. Программные требования. Лингвистические и психологические трудности аудирования иноязычной речи. Методика работы с аудиотекстами. Система упражнений для выработки навыков аудирования.

  18. Обучение устной речи. Устная речь и устная форма работы. Виды устной речи. Программные требования по устной речи в средней школе.

  19. Обучение диалогической речи. Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи. Типы диалогических единств и методы обучения диалогической речи.

  20. Обучение монологической речи. Психологическая и лингвистическая характеристика монологической речи. Этапы работы над обучением монологической речи. Система упражнений для выработки навыков монологической речи учащихся.

  21. Обучение чтению. Чтение как цель и средство обучения. Классификация видов чтения. Программные требования по чтению в средней школе. Обучение чтению в V–VIII классах.

  22. Обучение письму. Письмо как цель и средство обучения. Основные типы упражнений для формирования навыков письма на немецком языке.

  23. Урок иностранного языка. Сущность урока иностранного языка. Основные требования к уроку.

  24. Типология уроков иностранного языка. Структура урока и его планирование.

  25. Внеклассная работа по иностранному языку. Значение внеклассной работы. Основные формы внеклассной работы и методика их проведения.

Тематика устной речи


  1. Meine Freizeit und mein Hobby – Мое свободное время и хобби

  2. Mein letzter Theaterbesuch – Мое последнее посещение театра

  3. Meine Urlaubsträume – Каникулы

  4. Eine Busrundreise durch die Stadt Ufa –Уфа

  5. Die Anmeldung und Abmeldung in einem Hotel – В отеле

  6. Reisemöglichkeiten für Jugendliche unserer Republik –Путешествия

  7. Probleme der Jugendlichen in unserer Zeit – Проблемы современной молодежи

  8. Jugend und Mode – Молодежь и мода

  9. Jugendliche und ihre Eltern – Отношения родителей и детей

  10. Kunst in meinem Leben (Musik, Malerei, Theater u.s.w.) – Искусство в моей жизни

  11. Massenmedien in meinem Leben (Fernseher, Radio, Internet, Zeitungen und Zeitschriften) – Средства массовой информации

  12. An der Post – На почте

  13. Meine Traumwohnung oder mein Traumeinfamilienhaus – Квартира или дом моей мечты

  14. Das Einkaufen – meine Lieblingsbeschäftigung – Делать покупки – мое любимое занятие

  15. Ich bin ein Bücherwurm – Книги в нашей жизни

  16. Die bekanntesten Bundesländer und Städte Deutschlands – Известные федеральные земли и города Германии

  17. Das äußere Aussehen und Charaktereigenschaften eines berühmten Schauspielers oder einer Schauspielerin –Внешность и черты характера известного актера или актрисы

  18. Das Ausbildungssystem in Deutschland – Система образования в Германии

  19. Deutsche Traditionen, Feste und Bräuche – Немецкие традиции, праздники, обычаи.

  20. Bei einem Arzt – У врача

  21. Der Umweltschutz – Охрана окружающей среды

  22. Gesunde Lebensweise bedeutet für mich ….Bewegungsmangel am Arbeitsplatz und überhaupt in unserem Leben - Здоровый образ жизни

  23. Das Rauchen und seine Nebenerscheinungen – Вредные привычки

  24. Mein Schulpraktikum oder mein erster Deutschunterricht - На уроке немецкого языка

  25. Das Abendessen bei einem Freund – Еда

Структура билета:

^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

^ ИМ. М. АКМУЛЛЫ

Факультет башкирской филологии

Специальность (направление)

Курс:

Дисциплина: Башкирский язык и литература с методикой их преподавания.

2009/2010 учебный год

Ýêçàìåíàöèîííûé áèëåò № 1


  1. Башҡорт теле һәм уның төрки телдәр ғаиләһендәге урыны. Хәҙерге төрки телдәренә характеристика.

  2. Д. Бүләков ижады. Романдарының проблематикаһы.

  3. Башҡорт теле дәрестәрендә “Исем” һүҙ төркөмөн өйрәнеү, рус теле менән сағыштырып уҡытыу алымдары.

1. Фонетик анализ; 2. Лексик анализ; 3. Морфологик анализ. 4. Синтаксик анализ.

Ҡарҙар ирер йылы1 ел иҫһә

Ҡарҙар китеп барыр яҙ килһә

Бәлки үсем кәмер3 дошманға2

Тәнемдәге тимер иреһә. (М. Кәрим).

Председатель Государственной

аттестационной комиссии, профессор Шарипова М.В.

^ Особенности процедуры проведения государственного экзамена

Итоговой государственный экзамен представляет собой экзамен по башкирскому языку и литературе с методикой их преподавания. Проблемы, выносимые на экзамен, имеют комплексный характер и включают в себя различные аспекты подготовки бакалавра, ответы по которым позволяют выявить степень полноты, фундаментальности и свободного оперирования знаниями в области языкознания и литературоведения.

Экзамен проводится в устной форме. Форма проверки сочетает в себе устный развернутый ответ на два вопроса билета и решение практического задания. На подготовку отводится не менее 0,5 часов, продолжительность итогового экзамена без учета подготовки – 0,5 часов. Результаты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

^ Критерии оценивания

Оценка выставляется за теоретическую и практическую часть экзамена отдельно. Итоговая оценка выводится как среднее из двух, полученных за каждую часть.

Основными критериями уровня подготовки студента являются:

- уровень усвоения экзаменующихся теоретических знаний и умение использовать их для выполнения практических заданий и решения профессиональных задач;

- степень владения профессиональной терминологией;

- логичность, обоснованность, четкость ответа.

^ Критерии оценки знаний.

Оценка знаний студентов производится по пятибалльной шкале.

Оценка 5 (отлично)-

Материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов; речь хорошая, владение профессиональной терминологией свободное; практическая работа выполнена без ошибок.

^ Оценка 4 (хорошо)-

В усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки; изложение не достаточно систематизировано и последовательно; при выполнении практической работы допущены отдельные ошибки.

^ Оценка 3 (удовлетворительно)-

В усвоении материала имеются существенные пробелы; изложение путанное, материал не систематизирован, допущены существенные ошибки, речь бедная; в практической работе содержаться серьезные ошибки.

^ Оценка 2 (неудовлетворительно)-

Главное содержание материала не раскрыто; отсутствуют необходимые теоретические знания; не выполнена практическая работа.

Оценка 1-

Материал не усвоен, студент отказывается ответить по теме или обнаруживает языку незнание ее основных положений, не в состоянии выполнить практическую работу.

^ Программу составили:

К.ф.н., доцент Тулумбаев В.З., д.п.н., профессор Давлетбаева Р.Г., к.п.н., доцент Давлетшина М.С., к.ф.н., доцент Ахметжанов Б.Н., к.ф.н., доцент Галина Г.Г., к.п.н., профессор Альмухаметов Р.В., д.ф.н., преподаватель А.А.Файзрахманова, ст. преп. Алмаева Н.Г.

Программа государственного экзамена утверждена на заседании Ученого совета факультета башкирской филологии от «_____» __________________ протокол № _____

Декан факультета: Л.Х. Самситова

Ученый секретарь

Совета факультета: Р.Т. Акбулатова

Председатель УМК: Р.Т. Акбулатова


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-374262.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Презентация к уроку (5 класс) по теме: Мастер класс по Тюменские конкурсы для педагогов

Сценарии по башкирскому языку Конспект урока по башкирскому языку и литературе
Сценарии по башкирскому языку Домашняя работа по башкирскому языку 6 класс
Сценарии по башкирскому языку На башкирском языке поздравления
Сценарии по башкирскому языку Cached
Сценарии по башкирскому языку Carpoint - отзывы об автосалоне в Москве. Реальные!
Сценарии по башкирскому языку Аудиозапись визитки-представления (1) на конкурсе "Учитель года".Читает
Сценарии по башкирскому языку Более 25 лучших идей на тему «Свадебные открытки» только на
Сценарии по башкирскому языку Ваш жизненный сценарий Психология и соционика
Сценарии по башкирскому языку Джеймс Манган - Секрет легкой жизни. Как жить без
Доставка цветов в Ульяновске КВН. Первый канал Как оригинально подарить деньги на свадьбу. Стихи к подаркам Конкурс на свадьбу - веселые подарки Культурная мозаика - Архангельский Центр социальных Подари мне шампунь, обзор 1 Doovi Поступающим на направления подготовки магистров Список статей